«ГОВОРЯТ, что газовые амортизаторы Bilstein творят чудеса.
Чудес не бывает. Всеми преимуществами Bilstein обязан большей площади поршня,
которая позволяет амортизатору эффективно демпфировать самые малые и медленные
перемещения колеса. Это врожденное преимущество однотрубных газонаполненных
амортизаторов — существенное настолько, чтобы в будущем полностью вытеснить
амортизаторы чисто гидравлические».
Эти строки, написанные в конце 60-х годов, взяты из книги
американского гонщика Кэррола Смита «Tune To Win» («Настройка для победы») и
отражают начало смертельной схватки двух «амортизаторных» концепций —
однотрубной и двухтрубной. С первой из них все связывают именно Bilstein...
До середины 50-х годов в автомобильном мире вершиной
технической мысли считались двухтрубные телескопические гидравлические
амортизаторы — корпус и вставленный в него рабочий цилиндр, в котором ходит шток
с поршнем. Представьте себе огромный шприц, опущенный иглой вниз в
цилиндрический корпус. Если корпус закрепить на рычаге подвески, а рукоятку
плунжера — на кузове, то это и будет двухтрубный гидравлический амортизатор.
У «двухтрубников» есть врожденные недостатки — вспенивание
масла при быстрых движениях поршня и невозможность работать в горизонтальном
положении. Попытки создать более совершенный телескопический амортизатор стали
предпринимать вскоре после Второй мировой войны. И одним из первых проблему
решил французский исследователь вибрационных процессов профессор Кристиан Бурсье
де Карбон. Его идея была такова: надо сделать амортизатор однотрубным и
заполнить часть объема газом под высоким давлением, отделив его от масла
свободно плавающим поршнем. Правда, точность обработки штока и качество
уплотнения такого амортизатора требовались высочайшие.
Теперь перенесемся в XIX век. Точнее, в 1873 год, когда
предприниматель Август Бильштайн покинул семейную фирму FEBI, которой управлял
его старший брат Фердинанд, и открыл собственную гальваническую мастерскую.
Предприятие Бильштайна носило название AUBI (по двум первым буквам имени и
фамилии основателя) и занималось изготовлением и хромировкой металлической
фурнитуры для окон и дверей. Кстати, завод дожил до наших дней и выпускает
пластиковые окна. Правда, к нынешнему Бильштайну оно отношения давно не имеет.
В 1919 году дело отца принял 25-летний сын Августа — Ганс
Бильштайн. Дела пошли в гору. В 1928 году предприятие August Bilstein начало
поставлять на Daimler-Benz... нет, еще не амортизаторы — хромированные
автомобильные бамперы. В 1930-м Bilstein поглотил фирму Levator и стал
поставлять на конвейеры автомобильные домкраты. Любопытно, что домкраты Bilstein
производятся до сих пор. В 1975 году именно Bilstein запатентовал и начал выпуск
наиболее распространенных ныне простых и надежных рычажных домкратов (у нас они
впервые появились на «восьмерках»).
До амортизаторов дело дошло в 1954 году. Ганс Бильштайн
заинтересовался только что запатентованным изобретением де Карбона — и решил
начать производство газонаполненных «однотрубников». Вот где пригодился опыт,
накопленный за десятилетия существования гальванопластики на семейном
предприятии: ведь ресурс однотрубного амортизатора высокого давления во многом
зависел именно от качества хромировки штока! В 1958 году Bilstein уже поставлял
газонаполненные амортизаторы на Mercedes-Benz — сотрудничество, которое
продолжается и по сей день.
Спустя несколько лет производство однотрубных газонаполненных
амортизаторов освоили Boge и Sachs, чуть позже — Koni и Monroe. Сейчас
«однотрубники» выпускают все, кому не лень. Но почему с ними ассоциируется
именно Bilstein? Может быть, мы узнаем ответ за воротами одного из двух немецких
заводов фирмы — того, что работает с 60-х годов в городе Мандерн?
Здесь выпускают в основном «конвейерную» продукцию.
Производство напоминает завод голландской фирмы Koni в Оуд-Бейерланде. Автоматов
немало, но и ручного квалифицированного труда тоже много. Даже визуальный
контроль хромировки штоков есть. Только у голландцев осмотром штоков заведовал
дед в очках, а немцы посадили на эту операцию двух молоденьких девиц. Но зато
часть корпусов для однотрубных амортизаторов бильштайновцы, в отличие от их
коллег из фирм Koni и Monroe, предпочитают делать сами, методом вытяжки из
коротких обрезков толстого металлического прута.
Отдельный цех выделен под производство стоек пневмоподвески
для нового Mercedes S-класса, которые разработал и поставляет в Штутгарт только
Bilstein. Очень сложные стойки! Внутри пневморукава, который заполнен гелием под
давлением — однотрубный амортизатор хитрой конструкции с четырехступенчатой
электромагнитной регулировкой жесткости, которая осуществляется внешним
клапанным механизмом. И здесь сборку стоек наряду с автоматами ведут люди.
Какие автомобили сходили или сходят с конвейера с
амортизаторами Bilstein? Во-первых, это многие штутгартские модели: предыдущий
Mercedes S-класса с кузовом W140, нынешний S-класс, предыдущий С-класс с кузовом
W202, бэби-Бенц А-класса... Для нового С-класса, который так понравился нам
своей управляемостью, Bilstein амортизаторов не делает — этот заказ полностью
достался фирме Sachs. Во-вторых, это Jaguar, с которым Bilstein сотрудничает в
области разработки и поставки новейших адаптивных подвесок — например, системы
ACD 2 с регулируемыми амортизаторами для модели S-Type. В-третьих, это Porsche —
из Мандерна в Цуффенхаузен отправляются полностью собранные узлы передней и
задней подвесок.
В-четвертых, это... Subaru. Да-да, японцы настолько высоко
ценят амортизаторы Bilstein, что везут их на свой конвейер из Германии! Конечно,
не на все модели, а только на самые «заряженные». Большинство амортизаторов в
Мандерне окрашены черным. Это обычный цвет для деталей так называемой первичной
комплектации, которые идут на конвейер. Но японцы из Subaru просят Bilstein
красить амортизаторы в желтый цвет. Почему? Для того, чтобы понять это и
проникнуть в тайну легенд о Бильштайне, необходимо отправиться в маленький
городок Эннепеталь — «родовое гнездо» фирмы Bilstein.
Если завод в Мандерне производит 15 тысяч амортизаторов в
день, то в Эннепетале делают ежедневно всего тысяч пять, не более. Но как! Почти
все работы выполняются вручную. На каждом амортизаторе, сделанном на этом
заводе, выгравирована надпись «Made in Germany». Цвет — только желтый.
Амортизаторы иной окраски за весь обход завода я увидел дважды. Один раз это
были серебристые стойки передней подвески с надписью «Subaru Tecnica
International» (STI — это тюнинговое отделение фирмы Subaru, которое выпускает
мелкосерийные экстремальные версии. Второй — зеленые патроны для Porsche. А еще
— здесь делают только однотрубные амортизаторы.
Преимущества однотрубных газонаполненных амортизаторов —
полное отсутствие вспенивания масла, возможность работы в любом положении и
очень четкое демпфирование самых мелких неровностей. Это достигается благодаря
высокому, до 30 бар, давлению газа, которое передается маслу внутри амортизатора
через плавающий разделительный поршень...
Здесь, в Эннепетале, расположен не только завод по выпуску
«желтого» Бильштайна, но и конструкторский центр фирмы. И сейчас один из
разработчиков рассказывает нам о технических особенностях амортизаторов
Bilstein.
— Мы выпускаем «однотрубники» сколь угодно малых серий,
вплоть до единичных заказов. Для дорожных автомобилей до недавнего времени мы
делали желтый Bilstein двух серий — Bilstein Sport для установки со штатными
пружинами и Bilstein Sprint, который мы продаем в комплекте с «укороченными»
пружинами Eibach или H&R. Все эти амортизаторы — нерегулируемые. Недавно к
ним добавилась новая серия PSS/PSS9 — фактически, это дорожно-гоночные
амортизаторы с регулируемой высотой опоры пружины. А в версии PSS9 есть еще и
9-ступенчатая регулировка жесткости. Что же касается настоящих гоночных
амортизаторов... Вот, взгляните. Бильштайновский инженер достает из портфеля два
амортизатора. Один, весьма компактный, с выносной компенсационной камерой для
газа, предназначен для кольцевых «кузовных» болидов. Легкий алюминиевый корпус,
три раздельные регулировки... Загляденье!
А второй — маленький и невесомый. Регулировок нет.
Игрушечный? Нет, самый настоящий. Именно этот амортизатор со сверхлегким
титановым корпусом совсем недавно стоял в передней подвеске одного из болидов
Формулы-1 команды Jaguar Cosworth.
Амортизаторы Bilstein начали использовать в Формуле-1 давно.
В начале 90-х годов Bilstein обслуживал команды McLaren и Benetton. С 1996 года
Bilstein перестал участвовать в Формуле-1, но с этого сезона на амортизаторах
Bilstein ездит команда Jaguar.
— Инженеры команды требуют от нас миниатюризации и экономии
веса, и мы справились с этой непростой задачей. Представьте себе: ход штока
этого амортизатора — всего 40 мм, весит он 280 граммов. Давление газа в нем
пришлось уменьшить до 15 бар, иначе сжатый азот начнет играть нежелательную роль
слишком мощной дополнительной пружины. А в задних амортизаторах давление
приходится делать еще меньше — нагрев от двигателя приводит к тому, что подпор
газовой «пружины» становится еще сильнее. Кстати, помните цитату из книги
Кэррола Смита, приведенную в начале нашего рассказа? Его предсказание сбылось —
в автоспорте однотрубные амортизаторы очень быстро полностью вытеснили
двухтрубную «чистую гидравлику». А почему этого не происходит в секторе дорожных
автомобилей?